Главная » Статьи » S.T.A.L.K.E.R » Статьи о S.T.A.L.K.E.R |
"Сталкер" ..." Следующая картина, которую Тарковский начал снимать в новом для него Втором творческом объединении "Мосфильма", как будто бы обещала возврат к научно-фантастическому жанру, пренебреженную фабульность и занимательность. Там действуют не обычные земные физические законы, а таинственные и изменчивые механизмы чужой природы, неузнаваемо видоизменившие кусок вполне обыкновенной территории. Зона постоянно привлекает ученых, авантюристов и мародеров: там находят много странных предметов, которые можно хорошо использовать или продать. "Пикник на обочине" история одного сталкера, сочетающего в своем характере, как всякий почти авантюрист, романтизм, страсть к неизвестному со вполне корыстным цинизмом. "Гвоздь" Зоны и главная ее приманка таинственный золотой шар, исполняющий желания (обычный сказочный мотив в научно-фантастическом обличье). Начав работать над сценарием, братья Стругацкие не пошли по пути буквальной экранизации. Они сразу же изменили структуру и название, воспользовавшись лишь основным посылом. Уже в первоначальном варианте "Машины желаний" к золотому кругу шли лишь трое: Сталкер, Писатель и Профессор. Впрочем, герои сохраняли еще имена собственные, а Зона научно-фантастические атрибуты. Там была "петля времени", в которую угодила одна из экспедиций, миражи, обольстившие Писателя обещанием свободы и покоя (он покидал спутников и оставался в Зоне), зеленый восход и другие чудеса. Реализован на уровне фабулы был и основополагающий мотив: отдав в добычу Зоне Профессора, Сталкер ступал на заветный Золотой круг, но приносил домой вместо выздоровления для дочери постылое богатство. Никогда до "Сталкера" текст столь самостоятельного значения для него не имел. Исчез "киногеничный" антураж: Золотой круг, зеленая заря Зоны, миражи; забылись имена собственные; упростились сюжетные перипетии. Первоначальный научно-фантастический комплекс умалился до нескольких исходных мотивов: Зона, Сталкер, больная девочка, молва об исполнении желаний, путешествие. Работа над картиной была необычно долгой, трудной, конфликтной. Сам он на этот раз выступил не только как соавтор сценария и режиссер, но и как художник фильма, еще на шаг приблизившись к своему идеалу абсолютного и единоличного "авторства". Может быть, поэтому "Сталкер" поражает аскетическим единством стиля, выдержанным от начала до конца фильма и почти демонстративным. В "Сталкере" не много собственно фантастических пейзажей, и запоминаются не они, а скромная долинка, представшая в цвете глазам путешественников, с какими-то невзрачными цветочками, хотя говорится о замечательном цветочном поле, просто потому, что среди молчаливого и вопиющего запустения Зоны она сохранила нетронутость, природность. Тарковский вновь снял двух излюбленных своих актеров А. Солоницына (Писатель) и Н. Гринько (Ученый), но, может быть, больше, чем обоим, отдал новому для себя актеру А.Кайдановскому (Сталкер). На фоне пошлой почти болтливости, в которую выродилось философствование в Писателе (он все время предполагает в спутниках мелкое, корыстное, но поступками оно опровергается таков литературный прием вещи), Сталкер выглядит не авантюристом, с риском добывающим свой хлеб, а апостолом и мучеником надежды довести своих клиентов до чудодейственной комнаты и предоставить им возможность исполнения желаний. Его лицо и фигура снятые в фильме почти с неправдоподобной выразительностью так же изглоданы тщетностью прежних попыток, как опустошен и скуден пейзаж Зоны. В финале фильма как это бывало и у Феллини камера останавливается на личике больной девочки и детский тоненький голос старательно и убежденно читает недетские тютчевские строки. "...И сквозь опущенных ресниц Да, "огнь желанья" пусть тусклый, пусть угрюмый даже. Но без этого огня никакой сталкер не выведет и никакая сила нездешняя или здешняя не сможет ответить на смутное вопрощание, которое немощно и падает долу. P.S. И граница Зоны, и первые нет, не сталкеры, конечно, просто селяне, которые пробираются в Зону, окучить ли помидоры или половить рыбку в мертвой воде, потому что воображение человека и вправду не охватывает нематериальную, невидимую глазу опасность. А . Тарковский о фильме "Сталкер" 1. "Мне было очень важно, чтобы сценарий этого фильма отвечал трем требованиям единства: времени, пространства и места действия. Я хотел, чтобы время и его текучесть обнаруживались и существовали внутри кадра, а монтажная склейка означала бы продолжение действия и ничего более, чтобы она не несла с собою временного сбоя, не выполняла функцию отбора и драматургической организации материала точно я снимал бы фильм одним кадром". | |
Просмотров: 621
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |